ИНФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАН ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВОЗВРАТУ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, А ТАКЖЕ О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ ПРИ НАРУШЕНИИ ИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ.

30 марта 2021

В нынешних не простых условиях жизни в том числе, связанных и с пандемией, люди оказываются в сложной финансовой ситуации и вынуждены обращаться к услугам микрофинансовых организаций за финансовой помощью, зачастую на крайне невыгодных для себя условиях. В результате чего, оказываются должниками имея просроченную задолженность по кредитному обязательству. Микрофинансовые организации либо сами, либо при привлечении так называемых «коллекторов» осуществляют взаимодействует с должником по факту просроченного обязательства.

Почему так называемых «коллекторов», потому что официального понятия «коллекторы» в законодательстве РФ не существует. В законе они определены как «юридические лица, осуществляющие возврат просроченной задолженности».

Хотелось бы отметить, что вводя институт внесудебного возврата долга, законодатель преследовал цель наделить коллекторы социальной функцией, которая призвана оказывать содействия и помощь должнику оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Однако, к сожалению, на рынке действуют недобросовестные коллекторы, которые используют в своей работе противоречащие закону методы и фактически их цель любыми способами принудить должника исполнить просроченное обязательство.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.12.2016 № 670 на Федеральную службу судебных приставов возложена обязанность по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр. Управление осуществляет указанные полномочия на территории Забайкальского края.

К отношениям, связанным с осуществлением юридическим лицами деятельности по возврату просроченной задолженности применяются положения Федерального закона от 03.07.2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор ил лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно. Но даже введение данного акта порой не останавливает коллекторов, некоторые из них до сих пор действуют с нарушением норм закона.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ взаимодействие с должником, направленное на возврат просроченной задолженности, вправе осуществлять только:

1) кредитор, в том числе новый кредитор, при переходе к нему прав требования;

2) лицо, действующее от имени и (или) в интересах кредитора, только в том случае, если оно является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.

Названным законом определены возможные способы взаимодействия с должником, к которым относятся личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие); телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи; почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника. При совершении действий по возврату просроченной задолженности в нарушение требований законодательства виновные лица могут быть привлечены к ответственности по ст. 14.57 КоАП РФ.

При нарушении прав и законных интересов граждан при осуществлении взаимодействия по возврату просроченной задолженности, гражданин имеет право обратиться с заявлением на имя главного судебного пристава Забайкальского края.

При получении обращения, Управление в рамках осуществления контрольно-надзорных функций вправе возбудить дело об административном правонарушении, по результатам административного расследования при наличии достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.57 КоАП РФ составляется протокол и в последующем направляется в суд для рассмотрения. Суд по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносит постановление о привлечении к административной ответственности и назначении наказания.

 

Пресс-служба УФССП России по Забайкальскому краю

 

Фото из архива пресс-службы УФССП России по Забайкальскому краю

 

Время создания/изменения документа: 30 марта 2021 03:02 / 30 марта 2021 03:04

Версия для печати